Тьютерское сопровождение

 

МБОУ "Искитимская средняя общеобразовательная школа"

Тьютерское сопровождение

 

 Кинд Марина Геннадьевна, 01.05.1970 года рождения

 

   

                                                                                                    

тел. 9235202926, e-mail: marina1970kind@mail.ru 

 

Презентация по теме:Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся начальной школы на уроках русского языка" 

 

 

Аналитическая справка

о профессиональных достижениях учителя

2019 г.

 

 

          Кинд Марина Геннадьевна – учитель начальных классов высшей квалификационной категории в МБОУ «Искитимская СОШ» Юргинского  муниципального района. Работает в данной школе с 1990г. ( приказ от 15.08. 1990г.)

·        Стаж педагогической работы (по специальности)-28 лет, в данной должности -28лет, в данном учреждении-28 лет.

·        С 2014 года  руководитель МО начальных классов Юргинского муниципального района и школы.

·        С 2009 по 2018 г. являлась начальником школьного летнего оздоровительного лагеря «Солнышко».

·        Высшая квалификационная категория (приложение 1)

         Цель педагогической работы: целостное гармоничное развитие  личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.

Использую в работе методические знания, выстроенные в систему в соответствии с целями обучения. Знания и многолетний опыт позволяют повысить эффективность и качество учебно-воспитательного процесса. В рамках федеральных государственных стандартов второго поколения использую личностно-ориентированную технологию.  На учебных занятиях использую различные формы и методы обучения. Отдаю предпочтение проблемно-поисковому подходу. На уроках создаю проблемные ситуации, при которых обучающиеся выдвигают предположения, выполняют поиск доказательств, формулируют выводы, сопоставляют результаты с эталоном. Ребята на уроках ощущают себя не сторонними наблюдателями, а соучастниками. При таком подходе у обучающихся возникает естественная мотивация учения. Познание через собственную деятельность – основной прием, которым пользуюсь.

Планомерно и целенаправленно веду работу по повышению качества. Использую в практике  дифференцированный подход к учащимся, применяю разноуровневые  задания,  которые способствуют выявлению и максимальному развитию задатков и способностей учащихся.

На учебных занятиях формирую коммуникативную компетенцию моих воспитанников. Учу высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого, подчинять свою точку зрения мнениям товарищей, если они были ближе к истине при обсуждении учебной ситуации. Для этого использую приемы групповой и парной работы.

Учу наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и находить ответы. Этим развиваю исследовательские навыки. 

За время  работы в школе овладела образовательными программами: система развивающего обучения Л.В.Занкова, «Школа России», «Перспективная начальная школа».  Последние два  года  работаю по программе «Школа России». На протяжении многих лет работы  в школе добиваюсь стабильного уровня обученности учащихся начальных классов.  Ученики   полностью усваивают государственные учебные программы

Данные за последние три года свидетельствуют о позитивной динамике учебных достижений. Качественная успеваемость за три года высокая и  имеет стабильность, об этом указано в таблице ниже.

1.     Качество знаний обучающихся (позитивная динамика за последние 3 года) 2015-2018 учебный год

Учебный год

Класс

% абсолютной успеваемости по предметам

% качественной успеваемости по предметам

2015-2016

3 класс

100%

88%

2016-2017

4 класс

100%

87%

2017-2018

1 класс

100%

84%

(приложение 2)

 

 

 

2.     Результаты ВПР

Предмет

Дата проведения

% абсолютной успеваемости

% качественной успеваемости

Русский язык

18.04.2017г.

95%

79%

Математика

25.04.2017г.

100%

83%

Окружающий мир

27.04.2017г.

100%

86%

(приложение 3)

3.     Достижения обучающихся по предмету

Фамилия, имя обучающегося

Класс

Год участия

Наименование олимпиады

Результат

Школьный уровень

1.

Макрушин Егор

4 кл.

2016г.

Олимпиада для 4 класса по математике

Грамота за 1 место

2.

Удалая Алина

4 кл.

2016г.

Олимпиада для 4 класса по русскому языку

Грамота за 3 место

Муниципальный уровень

1.

Макрушин Егор

4 кл.

2017г.

Олимпиада по математике для 4 класса

Грамота за 2 место

Всероссийский уровень

1.

Мелков Сергей

3 кл.

2016г.

Первая онлайн-олимпиада по математике «Дино»  Учи.ру

Грамота призера

2.

Гарбарт Диана

3 кл.

2016г.

Дистанционная олимпиада по литературному чтению проекта «Инфоурок»

Диплом победителя

3.

Фазлыев Рамиль

3 кл.

2016г.

Дистанционная олимпиада по по русскому языку проекта «Инфоурок»

Диплом за 3 место

4.

Гарбарт Елизавета

3 кл.

2016г.

Дистанционная олимпиада по по математике проекта «Инфоурок»

Диплом за 3 место

5.

Хроменков Артем

2 кл.

2017г.

VII онлайн-олимпиада «Плюс» Учи.ру по математике

Диплом победителя

6.

Назин Данил

2 кл.

2018г.

Онлайн-олимпиада Учи.ру по русскому языку «Заврики»

Диплом победителя

7.

Тартыкова Виктория

2кл.

2018г.

Онлайн-олимпиада Учи.ру по русскому языку «Заврики»

Диплом победителя

8.

Тубаева Маргарита

3 кл.

2018г.

Онлайн-олимпиада Учи.ру по русскому языку «Заврики»

Диплом победителя

9.

Хроменков Артем

2 кл.

2018г.

Межпредметная Онлайн-олимпиада Учи.ру

Диплом победителя

10.

Колегов Роман

1кл.

2018г.

Онлайн-олимпиада Учи.ру по математике «Заврики»

Диплом победителя

(приложение 4)

4. Результаты внеурочной деятельности

Стандарты нового поколения предлагают реализацию внеурочной деятельности. В рамках внеурочной деятельности ребята участвуют в конкурсах различных уровней. Позитивные достижения представлены в таблице.

Фамилия, имя

Класс

Год участия

Наименование конкурсов

Результат

Школьный уровень

1.

Элиас Иван

2 кл.

Октябрь

2016г.

Конкурс чтецов «Осень в гости к нам пришла!»

Грамота за 1 место

2.

Прошина Полина

2 кл.

Октябрь 2017г.

Конкурс рисунков  «Мы друзья родной природы»

Грамота за 2 место

3.

Смольянинов  Игнат

2 кл.

Декабрь 2017г.

Конкурс рисунков «Мы друзья родной природы»

Грамота за 1 место

4.

Шариков Артем

1 кл.

Октябрь 2017г.

Конкурс рисунков «Мы друзья родной природы»

Грамота за 3 место

5.

Гарбарт Ксения

1 кл.

Октябрь 2017г.

Конкурс рисунков «Мы друзья родной природы»

Грамота за 2 место

6.

Назин Данил

2 кл.

Октябрь 2018г.

Конкурс рисунков «Осень в Кузбассе»

Грамота за 1 место

Муниципальный уровень

1.

Гурдова Полина

2 кл.

Ноябрь

2018

Конкурс рисунков «Любимый учитель»

Грамота за лучший рисунок

2.

Пантеев Никита

2 кл.

Ноябрь

2018

Конкурс рисунков «Любимый учитель»

Грамота за лучший семейный рисунок

Всероссийский уровень

1.

Смольянинов Игнат

2 кл.

2017г.

Конкурс «Старт» по математике

Диплом победителя

2.

Гричишкин Никита

2 кл.

2017г.

Конкурс детских поделок «Зимушка-Зима»

Диплом победителя

3.

Гричишкин Никита

2 кл.

2017г.

 

 

Международный уровень

1.

Гричишкин Никита

2 кл.

2017

Творческий конкурс «Солнечный свет»

Диплом победителя

2.

Колегов Роман

1кл.

2017г.

Занимательная викторина «Великие тайны воды» на сайте «Новая волна»

Диплом лауреата

(приложение 5)

Ребята занимаются проектной деятельностью. Это обеспечивает рост личности ребенка. Некоторые продукты,  которые получили дети в результате проектной деятельности:  генеалогическое древо, снежные фигуры, поделки, книги-проекты: «Народы Кузбасса», «Животные Кузбасса», семейные проекты «В гостях у сказки», видеопоздравление  мамам      (приложение 6)  в рамках внеурочной деятельности «Мой мир». Программа  прилагается.     (приложение 7)

 

 

 

5. Создание условий для приобретения обучающихся позитивного опыта

В настоящее время являюсь классным руководителем 2а  класса. В классе благоприятный психологический климат. В основе воспитательной деятельности лежит личностно-ориентированный подход.  Основными формами работы являлись проведение классных часов, тематических праздников, общешкольных мероприятий, беседы, экскурсии.

Разработана программа воспитательной деятельности    (приложение 8) Воспитательная работа проводится в системе. Примеры ярких мероприятий в таблице.

Направление

Форма

Наименование

Познавательное

Развлекательно-игровая программа

«Безопасность жизнедеятельности»

Познавательное

Коллективно-творческое дело

«Мой край родной, Кузбасс»

Патриотическое

Акция

«Добрые дела»

Патриотическое

Акция

«Помоги зимой птицам»

Физкультурно-оздоровительное

Эстафета

«Веселые старты»

Художественно-эстетическое 

Праздник

«Моей маме посвящается»

(приложение 9)

С целью изучения климата внутри класса проводилась: диагностическая методика «Космическое путешествие» с целью выявить лидера класса и учащихся, которые находятся вне классного общества; диагностическая методика «Солнце, дождик, тучка», методика цветоописи «Психологическая атмосфера в классном коллективе» с целью определения психологического климата в классе; методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью. В ученическом коллективе работают органы самоуправления. С целью определения уровня развития ученического самоуправления использовала методику М.И. Рожкова «Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе»  (приложение10)

6. Взаимодействие с родителями обучающихся

Веду работу с родителями своих учеников в системе сотрудничества. При подготовке и проведении   родительского собрания  обращаюсь за  помощью  администрации, медицинского работника, педагогам службы дополнительного образования. Для организации целенаправленной работы с родителями на первом родительском собрании предлагаю  ответить на следующие вопросы: о чем вы хотели бы поговорить на собрании? С какими сложными ситуациями в вопросе воспитания, общения с детьми вы сталкиваетесь? Необходима ли вам профессиональная помощь: консультация педагога, психолога?

Полученная информация – основа наших тематических собраний. (приложение 11).  Имею традицию на собраниях: кладу на каждую парту чистый лист бумаги, на котором родители задают вопрос, делятся тем, что их волнует, т.е. создаю единое воспитательное пространство. Становимся союзниками с родителями, для того, чтобы лучше узнать ребенка, его индивидуальные особенности.

На родительском собрании рассказываю о результатах учебы, творческих успехах, поведение учеников. Родителям первоклашек подсказываю, что необходимо сделать, чтобы ребенок легче преодолел период  адаптации, как правильно организовать уголок школьника дома, как помочь ему справиться с первыми трудностями, о правильном режиме дня. Надо сделать все возможное, чтобы этот год стал удачным стартом всей школьной жизни. Внимание родителей второклассников обращаю на то, что позитивная самооценка школьника зависит  и от его собственных успехов в учебе, и от положительного отношения к нему со стороны близких взрослых. Советую, как правильно построить отношения с ребенком в случае его неуспеваемости. Родителям третьеклассников напоминаю о том, что важно не упустить это время, чтобы реализовать потенциальные возможности ребенка. Четвероклассникам рассказываю, что нужно делать, чтобы без стресса перейти в среднюю школу, даю рекомендации для налаживания успешной учебы ребенка, посоветую, какие способности ребенка нужно развивать.

Работает родительский комитет. Члены родительского комитета принимают активное участие в подготовке и проведении праздников, экскурсий. Оказывают  большую помощь в работе с трудными семьями, в формировании у родителей ответственности за воспитание своих детей. Члены родительского комитета знают и о трудностях воспитания детей в некоторых семьях, подсказывают учителю, чтобы тактично и своевременно вмешаться, помочь вовлечь ребенка в классный коллектив. В моем классе члены родительского комитета участвуют в сборе и распространении лучшего опыта семьи. Они выступают с сообщениями, помогают подготовить выступления тем семьям, чей опыт может быть интересен для других. Главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе тот микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием и жить дружно, весело, увлеченно.

7.       Интеграция дистанционных технологий обучения в образовательную деятельность

Дистанционное образование должно занять место в образовании каждого ребенка. Таким образом, я познакомила детей с Образовательным порталом Учи.ру. Ребята оканчивают курс по по разным предметам  и принимают участие в олимпиадах. Результаты на сайте https://uchi.ru/teacher_rewards в разделе портфолио.

С помощью электронной почты веду консультирование учащихся, общение с педагогами, родителями по всем вопросам.(marina1970kind@mail.ru)

Имею  сайты:

·        https://nsportal.ru/0105marina1970

·        https://infourok.ru/user/kind-marina-gennadevna

Предпочитаю использовать апробированные и зарекомендовавшие себя цифровые образовательные ресурсы, которые отвечают требованиям  Министерства образования и науки РФ.

Курсы повышения квалификации

Наименование

Место прохождения курсов

Количество часов

Год

1.                 

Современные аспекты деятельности учителей начальных классов в условиях реализации требований ФГОС НОО

КРИПиПРО

120ч.

2015

2.                 

Организация обучения, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями

ООО «Инфоурок»

108ч.

2017

3.                 

Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся

КГБУ ДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования»

72ч

2018

(приложение 12)

Участие в обучающих педагогических мероприятиях

Форма участия

Тема повышения

На базе какого учреждения

Год

1.                 

Областной семинар

«Федеральный государственный образовательный стандарт: опыт решения инновационных задач»

КРИПиПРО

23.04.

2015

2.                 

Областной семинар

«Федеральный государственный образовательный стандарт: обсуждаем опыт решения инновационных задач»

Издательский комплекс «Наука», издательство «Академ/Учебник»

апрель

 2015

 

3.                 

Областной семинар

«Формирование готовности педагогических работников ДО к социализации детей дошкольного возраста»

КРИПиПРО

28.04.

2017

4.                 

Областные августовские мероприятия

«Качественное образование: современные вызовы и лучшие практики»

КРИПиПРО

14-17.08.

2018

5.                 

Вебинар

«Образовательные технологиикак элемент обучения в рамках реализации ФГОС»

https://infourok.ru/user/kind-marina-gennadevna

 

07.12.

2015

6.                 

Вебинар

«Готовимся к ВПР. Решаем логические и геометрические задачи»

Москва. Корпорация «Российский учебник»

08.12.

2017

7.                 

Областной семинар

«Формирование готовности педагогических работников к социализации детей дошкольного образования».

Проведение мастер-класса для педагогов дошкольного образования

КРИПиПРО

2017

8.                 

Областной семинар

«Формирование готовности педагогических работников к социализации детей дошкольного возраста»

МБДОУ Детския сад «Аистенок»

2017

9.                 

Вебинар

«Постановка жизненной цели как глаыный этап выбора будущей профессии»

Проект инфоурок

2017

10.            

Областной семинар

«Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в Юргинском  муниципальном районе»

МБОУ «Искитимская СОШ»

2018

 

(приложение13)

 

 

 

 

Наличие и сущность применяемых авторских программ, методических разработок

п/п

Наименование

Автор

программы,

разработки

Адрес  публикации

 

1.                 

«Личностно-ориентированный характер обучения в начальной школе»

Учебный материал в разделе «Начальная школа»

собственная

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/12/24/tema-kak-delat-slova-chto-takoe-suffiks-suffiksy-slov

2.                 

«Условия жизни на планете Земля»

Урок окружающего мира  по программе «Перспективная начальная школа»

собственная

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/04/18/urok-okruzhayushchiy-mir-po-programme

3.                 

«Тяжелее-легче».

Урок по математике в 1 классе по программе «Перспективная начальная школа»

собственная

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2012/04/18/urok-matematiki-vo-1-klasse-po-programme-perspektivnaya

4.                 

«Действия первой и второй ступени»

Урок по математике во 2 классе первой и второй ступени

собственная

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2012/04/18/urok-matematiki-vo-2-klasse-po-programme-perspektivnaya

5.                 

«Правописание безударных личных окончаний  глаголов»

Урок по русскому языку по программе «Перспективная начальная школа»

собственная

http://infourok.ru/urok-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-bezudarnih-lichnih-okonchaniy-glagolov-623205.html

 

6.                 

Презентация к уроку к уроку по русскому языку «Правописание безударных личных окончаний  глаголов»

собственная

http://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-bezudarnih-lichnih-okonchaniy-glagolov-623228.html

7.                 

Самоанализ к уроку по русскому языку «Правописание безударных личных окончаний  глаголов» 

собственная

http://infourok.ru/samoanaliz-k-uroku-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-bezudarnih-lichnih-okonchaniy-glagolov-623241.html

Дипломы, благодарности, сертификаты, благодарности за 2015-2018г.

Диплом, благодарность, свидетельство, сертификат

Кем выдан (а)(о)

Год выдачи

1.

Благодарность за участие и проверку Всероссийских проверочных работ по русскому языку

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы «Центр педагогического мастерства»

2015г.

2.

Сертификат руководителя представленной работы на конкурс участника . Всероссийский творческий конкурс «Яркий Я»

Всероссийский творческий конкурс «Мультяшкино» 

2015г

3.

Благодарственное письмо за подготовку и педагогическое сопровождение участников конкурса среди учащихся

Центр образовательных инициатив .Оргкомитет Всероссийского конкурса «Классики». Омск

2015г.

4.

Сертификат в том, что подготовила участников Всероссийского интеллектуального конкурса «Классики» «Школа юных читателей»

Центр образовательных инициатив .Оргкомитет Всероссийского конкурса «Классики». Омск

2015г.

5.

Благодарность за подготовку победителя VI Всероссийских предметных олимпиад «SAPIENTI SAT»

Центр выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи

2015г.

6.

Диплом организатора VI Всероссийских предметных олимпиад«SAPIENTI SAT»

Центр выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи

2015г.

7.

Благодарственное письмо pf успешные выступления учеников на олимпиаде «Плюс» по математике

IVОткрытая Всероссийская онлайн-олимпиада по математике на платформе Учи.ру

2016г.

8.

Благодарственное письмо за помощь в проведении олимпиады «Юный предприниматель»

Онлайн-олимпиада по предпринимательству на платформе Учи.ру

2016г.

9.

Диплом победителя во всероссийской олимпиаде «ФГОС ПРОВЕРКА»

ФГОС ПРОВЕРКА. Олимпиады для педагогов.

2017г.

10.

Сертификат подтверждает, что учитель начальных классов создала персональный сайт

Сеть образовательных сайтов «Учительский сайт» проекта «Инфоурок»

2015г.

11.

Благодарственное письмо за подготовку обучающегося к участию во Всероссийском конкурсе детских поделок «Зимушка-зима»

Высшая школа делового администрирования

2018г.

12.

Благодарность за существенный вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок

Проект «Инфоурок»

2019г.

13.

Квалификационный сертификат в том, что успешно прошла сертификацию профессиональной деятельности

АНО ДПО «Институт дистанционного повышения квалификации гуманитарного образования «Новосибирск»

2019г.

(приложение14 )

 

 Урок русского языка скачать

 

 

 

 

Опыт работы по теме: 

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий  младших школьников на уроках русского языка»

 

 

Содержание

 

 

Введение ……………………………………………………………………..   

4

Глава 1. Теоретические основания  формирования коммуникативных универсальных учебных действий ……………………………………….

 

6

1.1. Психологические и педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности………………………………………

 

6

1.2. Коммуникативные универсальные учебные действия, характерные для младших школьников………………………………………………….

 

7

Глава 2. Педагогические условия  формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка………….

 

9

2.1. Основные формы учебной коммуникации, формируемые на уроках русского языка……………………………………………………………….

 

9

2.2. Комплексный подход к формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка……………

 

16

2.3. Оценка результативности формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка………….

 

20

Заключение…………………………………………………………………

23

Список литературы…………………………………………………………

24

 

 

Введение

 Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

младших школьников - чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

            Развитие коммуникативных универсальных учебных действий является одной из задач, поставленных в Программе формирования универсальных учебных действий (УУД) в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) начального общего образования второго поколения. 

Универсальный характер УУД проявляется том, что они носят надпредметный, метапредметный характер;  реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности.

            В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяются четыре блока: лич­ностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

            Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечи­вают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и всту­пать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

            Выявленные недостатки в теории и практике формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников объясняются наличием объективно складывающихся противоречий:

- между необходимостью владеть умением общаться с людьми и несформированностью коммуникативных универсальных учебных действий;

- между существующей потребностью поиска эффективных способов формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников и недостаточной изученностью данной проблемы;

- между возможностями предмета и недостаточном использовании практико-ориентированных средств формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Актуальность опыта определяется следующими фактами:

- необходимостью дальнейшей работы по совершенствованию коммуникативной компетенции младших школьников;

- настоятельной потребностью проведения систематической работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка как средство для успешной социализации личности.

Определение проблемы и актуальности темы позволяет формулировать достаточно конкретно цель опыта: создание условий для развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.

 Задачи:

- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий;

- рассмотреть и выявить особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников;

-  создать условия для развития потенциальных возможностей детей в атмосфере творчества, понимания, поддержки;

- определить творческие приемы формирования и совершенствования коммуникативных универсальных учебных действий и вариативное использование на уроках.

Методы:

- теоретический анализ научной и методической литературы;

- анализ и обобщение передовой практики педагогической работы;

- наблюдение, беседа;

- опытно-экспериментальная работа;

- методы качественной и количественной обработки эмпирических данных.

                Критериями оценки сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся выступают:

1.            Соответствие возрастно-психологическим  нормативным требованиям;

2.            Соответствие свойств коммуникативных умений заранее        заданным требованиям.

Глава 1. Теоретические основания  формирования коммуникативныхуниверсальных учебных действий

1.1                  Психологические и педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности

            Некоторые аспекты коммуникативной направленности уже ставились в самом начале развития методических идей в России К.Д Ушинским, Н.М Соколовым, В.И Чернышевым.

            Принципиальный подход к решению проблемы формирования коммуникативных умений младших школьников предоставлен в трудах Л. С Выготского. Исходя из концепции Л. С Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач общеобразовательных учреждений, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависят от уровня коммуникативных умений субъектов общения.

В трудах Ю.А. Каляевой, А.А. Кидрона, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, Л.Р. Мунировой, Р.С. Немова, Н.В. Пилипко, Е.В. Руденского, И.И. Рыдановой, В.Д. Ширшова  понятия «коммуникация» и «общение» отождествляются.

Перейдем к рассмотрению соотношения понятий «общение» и «деятельность». Существует несколько подходов к трактовке понятия «общение». Так, в работах А.А. Бодалева, Л.П. Буевой, А.С. Золотняковой, Я.Л. Коломинского, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, В.Н. Панферова, В.М. Соковнина данное понятие рассматривается как процесс взаимодействия индивидов и определяется, наряду с деятельностью, как одна из самостоятельных категорий, как самостоятельная сторона человеческого бытия.

Выделяются различные классификации коммуникативных умений (Л.А Аухадеева, М.В Белянина, Г.М Андреева, Л.А Петровская). Определенные коммуникативные умения могут быть характерны для определенного возраста, они формируются и совершенствуются в процессе общения и различных его видах и формах.

Проблеме формирования коммуникативных умений младших школьников посвящен ряд исследований последних десятилетий (1980-2007), среди которых следует отметить работы А.Г. Антоновой, Е.А. Архиповой, О.А. Веселковой, Ю.В Касаткиной, Р.В Овчаровой и др. В качестве основных средств формирования данных умений младших школьников авторы используют коммуникативные упражнения, беседы, коммуникативные игры, игровые задания.

1.2. Коммуникативныеуниверсальные учебные действия, характерные для младших школьников

            У младшего школьника одной из главных потребностей становится потребность в общении со сверстниками (Немов Р.С.).

            На основании изучения трудов Л.В. Занкова в сфере формирования коммуникативных навыков у младших школьников можно рассматривать 3 формы общения младших школьников со сверстниками [12, с. 175]: первая форма - эмоционально-практическое общение со сверстниками, следующая форма общения - ситуативно-деловая, к 10-ти годам формируется личностное отношение к другому ребенку.

К 10-ти годам у детей появляется четвертая и высшая для школьников форма общения с взрослыми - внеситуативно-личностная, стремление не просто к доброжелательному вниманию взрослых, а к взаимопониманию и сопереживанию с ними.

Способность общаться психологи (Мелибурда Е.Л, Немов Р.С, И.А. Зимняя и др.) определяют как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.

Только при достаточном и гармоничном развитии каждой из них можно говорить о наличии у ребенка развитых коммуникативных способностей. Основные коммуникативные умения, характерные для младших школьников (Кузнецова Л. В): умение слушать, умение вербализировать свои мысли, умение ввести себя в конфликтной ситуации.

В соответствии с особенностями организации общения (вза­имодействия) в ФГОС представлены следующие группы коммуникатив­ных УУД: инициативное сотрудничество, планирование учеб­ного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуника­цией.

            Видами  коммуникативных действий являются:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Таким образом, для младшего школьного возраста характерны такие коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации (Кузнецова Л. В). Если эти коммуникативные умения у ребенка не сформированы или находятся на низком уровне развития, то необходимо использовать определенные средства их формирования, соответствующие данному возрасту.

Наиболее приемлемым средством формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников является деятельность на уроках русского языка, так как именно этот предмет предоставляет максимальные возможности для реализации различных способов эффективного взаимодействия и их использования в практике общения.

Глава 2. Педагогические условия  формирования коммуникативных универсальных учебных действийна уроках русского языка

2.1. Основные формы учебной коммуникации, формируемые на уроках русского языка

 

Учебный курс “Русский язык” занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки по другим предметам.

                Начальный курс русского языка в УМК “Перспективная школа ” представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Содержание программы по русскому языку в данном учебно-методическом комплекте обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

                Основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.

Над формированием этих универсальных учебных действий работа бу­дет строиться на протяжении всего обучения в школе. Но основы начинаем закладывать уже в период обучения грамоте, используя в работе задания в парах, в микро-группах, обсуждая и оценивая свои действия и действия своих одноклассников. Именно в начальной школе закладываются основы жизни в коллективе.

                Введение комплекса специально организованных упражнений в уроки русского языка способствует получению устойчивых положительных результатов. Диалог, живое общение, тренинги, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».

Основные формы учебной коммуникации

Монологические формы речевой коммуникации

Диалогические формы речевой коммуникации

Выступать с готовой заранее речью

Учебная беседа учителя и ученика

Рассказывать

Учебная беседа в парах

Пересказывать

Учебная беседа в группах

Спрашивать и задавать вопросы

Дискуссия

Сообщать

Ответы на вопросы

Отвечать на вопросы

Ролевая игра

Критиковать

Блиц - турнир

Доказывать и опровергать

Защита проекта

 

          Развитие речевой компетенции учащихся предполагает понимание учителем целей обучения речевому общению. Речевая компетенция формируется:

 - через обучение содержанию предмета;

 - через развитие прикладных исследовательских умений;

 - через развитие социально – коммуникативных умений;

 - через личностно – ориентированный аспект учебной коммуникации.

                Возможности урока, способствующие развитию коммуникативной культуры ученика, огромны. Проектируя урок, стараюсь предусмотреть такие задания и формы работы, чтобы на каждом этапе   уделялось внимание формированию коммуникативных универсальных действий.

Способствовать этому может концепция развития школьной коммуникации, которая имеет  следующие этапы:

Этапы

Умения, отрабатываемые под руководством учителя

1 этап

Готовность учащихся участвовать в урочном общении

 

Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ

 

Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой

 

Комментировать вопросы и ответы

 

Делать сообщения

 

Рассказывать логично и последовательно

2 этап

Простота и чёткость речевого высказывания

 

Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку

 

Умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко

 

Умение использовать примеры, подтверждающие высказывание

 

Умение использовать риторические вопросы

 

Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником

 

Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания

3 этап

Умение вести беседу в паре, в группе

 

Умение поддерживать беседу

 

Умение вести конструктивный диалог

 

Умение построить дискуссию и вести её

 

Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах

       Работа по подготовке школьников к общению включает в себя несколько аспектов: развитие определённых особенностей мышления и речи учащихся, формирование у них определённых социальных установок и коммуникативных умений. Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь.

                Развитие речи – один из значимых аспектов урока русского языка. Используются развивающие приемы работы с текстом ху­дожественного произведения, ребята обучаются строить устные и письменные высказывания.

Мною разработаны учебные ситуации к каждому уроку по следующим темам «Однородные члены предложения», «Текст». Предлагаю примеры некоторых учебных ситуаций по формированию коммуникативных универ­сальных учебных действий.

- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

По теме урока «Связь однородных членов предложения с помощью со­юза «и» и интонации перечисления» предлагается ситуация:

Закончи фразу по её началу и модели: «Однородные члены могут быть...

–, –, –; =, =, =; , ,»

По темам уроков «Упражнения в написании предложений с однород­ными членами», «Упражнения в составлении предложений с однородны­ми членами», на обобщающем уроке обучающиеся объясняют постанов­ку запятых, используя речевое клише: «Однородные члены предложения (назвать) ... связаны (интонацией перечисления, союзами ...), поэтому за­пятая...»

По теме урока «Тема текста» предлагается ситуация:

Вставьте слова: текст, предложение, тема в фразу: «...называется связное высказывание, состоящее из двух или нескольких... , объединённых одной...»

По теме «Заголовок» предлагается ситуация:

– расставьте порядок действий при работе над заголовком;

– кратко назови тему или основную мысль;

– определи тему;

– прочитай внимательно текст;

– определи основную мысль.

- Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

По теме «Тема текста» разработаны ситуации:

«Думаем вместе».

– Прочитайте текст с целью определения темы. Почему так озаглавлен текст?

Что отражает заголовок?

– Напишите свой текст на тему «Друзья», определите его тип (домашнее задание).

Или учитель читает несколько небольших текстов из сборника текстов для диктантов, а ученики записывают тему, а потом обсуждают записанное.

Трудно переоценить умения, которые формируются  при обучении написанию сочинения:

- ученик учится ясно и правильно излагать свои мысли;

-развивается  умение оформлять свою мысль;

-умение формулировать тезис и доказывать его помогает  точно выражать свое мнение и быть понятым;

-языковые средства, выбранные в соответствии с целями общения, делают речь ясной и красивой;

-работа над сочинением  формирует навык устного словесного общения.

При  обучении написанию  сочинения-рассуждения у обучающихся формируются следующие коммуникативные универсальные учебные действия:

-понимание вопроса задания;

-владение монологической письменной речью;

-умение отвечать на поставленные вопросы;

-умение полно и ясно выражать свои мысли.

Обучать сочинению-рассуждению  можно как на уроках развития речи, так и при изучении грамматических тем. Например, на уроке по теме «Повторение по теме « Сложноподчиненные предложения» по текстам упражнения 183 учащимся предлагаю следующие задания:

1 группа. Какая тема объединяет тексты? Определите главную мысль и озаглавьте; выпишите ключевые слова и словосочетания.

2 группа. Определите стиль и тип речи; обоснуйте примерами из текстов свои ответы.

3 группа. Знаете ли вы героев ВОВ? Расскажите об их подвигах.

На дом четвероклассники получают задание - написать сочинение-рассуждение на тему «Подвиг».

Высшим уровнем развития коммуникативных уме­ний является способность ученика к речевому творчеству. Это умения импровизировать, сочинять, анализировать творческие работы. Возможно написание групповой творче­ской работы.

                Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости. Ребята анализируют, рассуждают, выделяют главное, проводят классификацию по различным критериям, группируют слова по разным признакам, ищут ответ на проблемный вопрос, почему в одних словах ь, например,  пишется , а в других – нет, обобщают полученные знания, сами формулируют вывод, сравнивают его с правилом в учебнике. Такая форма работы позволяет не только переработать информацию для получения необходимого результата, но и учит договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща. Ученики распределяют и выполняют разные роли в коллективном решении проблемы.  

                Опираясь на исследования доктора педагогических наук В.С.Безруковой, можно использовать вопросно – ответную форму урока как одно из средств формирования коммуникативных способностей учащихся. Наиболее эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие виды вопросов:

Тренинговые вопросы

Учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных задач.

Конструктивные вопросы

Требуют поиска ответа с опорой на имеющий уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа.

Альтернативные вопросы

Используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.

Наводящий вопрос

Вопрос – подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется  и формулирует ответ.

2.2. Комплексный подход к формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка

В УМК “Перспективная школа ” предусмотрена система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учет чужой точки зрения, на  оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.

 Задания типа:

- «Помоги герою объяснить что-то, или подтвердить её/его точку зрения, или доказать что-то, или ответить на данный вопрос».

- «Ты соглашаешься с героем?»

- «Как ты ответишь герою?»

- «С каким суждением ты согласишься:…»

- «Ты соглашаешься с героем или хочешь что-то уточнить?»

- «Герой говорит, что это одна и та же форма: "стёкла". По какому признаку он судит?

I класс.

Стр. 20

- Докажите, что слова – помощники  пишутся со словами – названиями предметов раздельно!

Маша начала доказывать так:

- Между словом – помощником и словом – названием предмета можно вставить слово – название признака. Например: Аист живет на большом дереве.

Помоги Маше доказать это на других примерах.

Стр. 34

- Какие звуки в именах Маша и Миша разные?

- В именах разные гласные и разные согласные звуки, - ответила Маша.

Права ли Маша? Сравни звуковую запись этих слов и назови эти звуки.

Хорошим средством поддержания и развития речевой ак­тивности младшего школьника может служить игра «Вопрошайка». В ка­честве материала к игре можно использовать любую сюжетную картинку, художественный текст, имеющий проблемное содержание. Ребенок спра­шивает своих одноклассников обо всем, что непонятно, обо всем, что ему хочется узнать. Есть вопросы, требующие простого односложного ответа, так называемые репродуктивные вопросы. Мы их называем «тонкими» вопросами, они начинаются со слов: кто? что? когда? верно ли?

«Толстые» вопросы требуют подробного, развернутого ответа. Они на­чинаются со слов: почему? чем можно доказать? каковы последствия?

«Корзина» вопросов. Каждый учащийся бросает в «корзину» три запи­ски с вопросом по тексту:

1. Вопрос, проверяющий знание текста.

2. Вопрос по тексту, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать.

3. Вопрос по выяснению другого мнения о тексте и сравнение его со своим.

Смысл игры заключается в том, что ученик, формулирующий вопросы, встает в разные позиции: проверяющего, незнающего, советующегося.

Текст тоже может задавать вопросы, отвечать, высказывать свое мне­ние.

                Таким образом, вопросы и ответы на них действительно выполняют роль механизма формирования коммуникативных умений учащихся. В них бьётся живая мысль, рождаются чувства и отношения.

В вопрос можно вложить практически любой смысл, прямой, скрытый, со вторым дном, окрасить любой эмоцией, поэтому умение задавать вопросы можно отнести к искусству. Напри­мер, искусство журналистики – это умение задавать умные вопросы и вежливо выслушивать ответы.

Игра «Интервью». Первое интервью дети берут у своих родителей, ба­бушек, дедушек. Итогом этой работы стали первые презентации, приго­товленные учащимися вместе с родителями.

С первого класса ученики вовлекались в мини-исследования, так как ра­бота по УМК «Перспективная начальная школа» предполагает исследо­вательскую деятельность на уроках по всем предметам. В первом и втором классах почти все работы носили коллективный характер, тематика опреде­лялась учителем, но каждый ученик вносил свой вклад в общую работу, это приучало детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

                Начиная со 2 класса, обучающиеся знакомятся с этапами исследователь­ской деятельности; учатся проводить эксперименты, наблюдения; выдвигать гипотезы; делать выводы. Дети учатся технике речи, оратор­скому мастерству, умению держаться перед аудиторией. С обучающимися проводятся упражнения на дикцию, интонацию, для развития голоса. Дети знакомятся с планом составления исследовательской работы, презентации.

Итогом исследовательской работы и главным этапом обучения юного исследователя является выступление на школьной  конференции.

Внедряя метод проектов в своей практике, мы создаем на уроках и во внеклассной деятельности следующие проекты:

– проект-презентация: «История моего поселка»,

– проект - «Книжка-малышка»: «Моя азбука»,

– проект-альбом: ««Игрушки наших бабушек»,

– проект - дидактическая игра: «Орфограм­мы»,

– проект-составление таблиц и схем: «Склонение суще­ствительных»,

– проект-доклад.

В перспективе планируется:

– расширить и углубить работу по вовлечению учащихся 3-4 классов в учебную дискуссию,

– совершенствовать групповую работу учащихся, доверяя группам вести исследовательскую работу в течение длительного времени.

                Хочу выделить игры с конкретной целью – формирования коммуникативных универсальных учебных действий через организацию коммуникативной деятельности (лексические, грамматические, фонетические, разговорные, творческие).

       Творческие игры способствуют формированию коммуникативных универсальных учебных действий.

Типы коммуникативных игр

Игры учебного характера

Игры, имитирующие телевизионные игры, детские игры, ролевые игры

«Авторская сказка»

«Цветик - семицветик»

«Угадай, кто я?»

«Испорченный телефон»

«Фраза по кругу»

«Магазин»

«От первого лица»

Предметная игра «Что? Где? Когда?»

«Цепочка»

 

                Развивать у учащихся интерес к общению, стимулировать свободное говорение учащихся, стремление к творческому осмыслению изученного, воспитывать уверенность в себе, способность привлечь к себе внимание своими умениями помогает проведение «Недели русского языка». Ребята рассказывают о прочитанных книгах, презентуют проекты, работая в группах, делают сообщения, участвуют в викторине, КВН.

         В результате можно сделать вывод: основные формы учебной коммуникации, формируемые на уроках русского языка – монологические и диалогические формы.

                Как показала практика преподавания, проблема формирования коммуникативных умений (общение друг с другом в процессе учебного занятия, общение с учителем и взрослыми, участие в дискуссии) также связана с принципиально новой методикой проведения урока.

                Прежде всего, в условиях парной (коллективной) работы  школьников необходимо научить  распределять работу между собой; освоить умения устного общения, доказательно излагать свою точку зрения, уважительно выслушивать чужую точку зрения, принимать общее решение.

                В частности, очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, а также обсуждение участниками способов своего действия.  

                Ценность и значимость коммуникативных УУД в том, что они выходят за рамки чисто учебных умений. За четыре года ученик встречается с сотнями учебных задач, решения которых не помогают ему справиться с  элементарной жизненной ситуацией. Коммуникативные задачи - это те ситуации, с которыми ребенок   постоянно встречается в жизни. Сформированные коммуникативные умения - это уже новообразования личности,  которые присваиваются личностью и становятся её достоянием.

2.3. Оценка результативности формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка

                Обновление и инновации в процессе обучения способствовали развитию коммуникативных способностей учащихся, развитию личностного творческого потенциала.

Для выявления уровня основных коммуникативных умений учащихся использовались такие методы и методики, как социометрия (Морено Д. Л.), анкета «Умение слушать», анкета «Умение вербализировать свои мысли», анкета «Конфликтная личность» и проективная методика «Рисунок человека» (Маховер К.).

Метод социометрии предназначен для выявления структуры межличностных отношений в коллективе. Она позволяет выявить состояние эмоционально-психологических отношений в детском коллективе и положение в нем каждого ребенка.

Анкета «Умение слушать» предназначена для выявления уровня коммуникативных умений. Она позволяет определить основные слагаемые данного умения: внимание к партнеру, дружелюбие и активность.

Анкета «Умение вербализировать свои мысли» предназначена для выявления уровня коммуникативных умений. Она позволяет определить различные техники ведения беседы.

Анкета «Конфликтная личность» предназначена для выявления уровня коммуникативных умений. Она позволяет выявить основной стиль поведения в конфликтной ситуации.

Проективная методика «Рисунок человека» позволяет выявить возрастные закономерности, когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сферу общения, сферу социальных отношений, сексуальную сферу и признаки психических патологий.

По результатам социометрии можно отметить, что 4 человека из 23 являются лидерами («звезды») исследуемого коллектива, 11 человек находятся в группе «принятые», 3 человека не приняты коллективом. При анализе результатов проективной методики «Рисунок человека» и анкет, выявляющих уровень коммуникативных умений у этих детей, можно отметить, что только у одного лидера высокий уровень развития умения слушать, а также у него хорошо развито умение излагать мысли. Также у этого лидера наблюдается средний уровень конфликтности, при котором характерно хорошее поведение в конфликтных ситуациях, умение отстаивать свою точку зрения с учетом интересов собеседника. У остальных «лидеров» показатели умения слушать находятся на низком уровне, а такие коммуникативные умения как умение излагать мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации находятся на высоком уровне развития, а также все представители данной группы являются экстравертами. Практически все дети, относящиеся к группе «принятые», являются экстравертами. У них также выявлен низкий уровень умения слушать, но средний уровень излагать мысли. Для всех представителей этой группы характерно тактичное поведение в конфликтных ситуациях. Те же показатели и у не принятых коллективом детей, они являются интровертами, т. е. это спокойные, застенчивые, склонные к самоанализу, дети. Они сдержанны и отдалены от всех, кроме близких друзей.

Ни у одного испытуемого не обнаружено высокого уровня конфликтности. Это говорит о том, что все дети в достаточной степени обладают способностью избегать или сглаживать конфликтные ситуации.

Таким образом, выявлен низкий уровень умения слушать у всех детей. Подобный показатель свидетельствует о необходимости развивать это умения путем использования специально подобранных упражнений.

Выпуск­ник в рамках инициативного сотрудничества освоил раз­ные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и испол­нителя); в рамках коммуникации как взаимодействия на­учился понимать основания разницы между заявленными точками зрения, позициями и мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать собственную точку зрения; корректно критиковать альтернативную позицию.

Наблюдая за своими ребятами на уроках, на переменах, в обыденной жизни отмечаем, что они жизнерадостны, активны, охотно принимают участие во всех мероприятиях, неконфликтны, могут задать правиль­но вопрос, выслушать ответ, умеют рассуждать, умеют аргументировать свою позицию или гибко менять ее в случае необходимости. Многие из них способны ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы.

Успехи ребят в поисковой работе также свидетельствуют об уровне их коммуникабельности. Идея группового проекта направлена на познава­тельную деятельность детей, на конечный результат. Однако наиболее це­нен в этой работе результат внутренний. Он станет достоянием каждого участника проекта.

Заключение

                Опыт работы раскрывает условия для развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.

Изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий, рассмотрены и выявлены особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, созданы и представлены условия для развития потенциальных возможностей детей в атмосфере творчества, понимания, поддержки; определены творческие приемы формирования и совершенствования коммуникативных универсальных учебных действий и вариативное использование на уроках.

Работа в группах, исследовательская работа, работа с текстом, подготовка доклада и написание реферата, работа парами, использование парной формы работы, самостоятельная работа с учебной литературой и т. д.- активные средства, которые используются на уроках русского языка для формирования коммуникативных УУД.

                Таким образом, в сфере коммуникативных УУД выпускни­ки начальной школы, занимающиеся по УМК «Перспективная начальная школа», на уроках русского языка научатся владеть всеми видами речевой деятельности, приобретут умения учитывать позицию со­беседника (партнера), организовывать и осуществлять сотруд­ничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предмет­ное содержание и условия деятельности в сообщениях, важней­шими компонентами которых являются тексты.

  

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 25.03.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения